Колебание частоты вращения ротора. на максимальном режиме
Колебание частоты вращения на максимальном режиме может происходить из-за увеличения сил трения в сопряженных деталях плунжерного насоса или наличия воздушных пробок в топливной системе. Амплитуда колебаний иногда достигает 1000 об/мин. Одновременно с колебаниями частоты вращения происходит колебание давления топлива и тяги двигателя. Период, колебаний может достигать 2 с.
При появлении дефекта для его устранения необходимо удалить воздух из топливной системы путем про — ливки насоса через клапан стравливания.
Колебание максимальной частоты вращения ротора двигателя может быть вызвано также нарушением регулировки ограничителя максимальной частоты вращения или нарушением регулировки дроссельного крана. Проверку регулировки дроссельного крана следует производить следующим образом. Вывести двигатель на режим п=14 500 об/мин и проверить давление топлива, за насосом с помощью приспособления М701-09-991. Давление топлива должно быть 85… 90 кгс/см2 при атмосферном давлении 760 мм рт. ст. Вывести двигатель, на максимальный режим и зафиксировать давление
■топлива. Постепенно заворачивая винт упора максимальной частоты вращения, проверить устранение колебаний частоты вращения. При этом максимальная частота вращения ротора не должна измениться. Заворачивание винта разрешается производить до тех пор, пока будет достигнута разница в давлении топлива при частоте вращения 94 и 100% не менее 15 кгс/см2.
Другие причины, вызывающие колебание частоты вращения, связаны с неисправностями насоса и потому устраняются только заменой этого насоса.
Основные неисправности:
повышенное трение между пальцами и втулками корпуса наклонной шайбы, а также между регулировочной шайбой и корпусом насоса;
выработка полуосей и гнезд рычага клапана;
увеличение давления над мембраной с уменьшением давления топлива на выходе из насоса.
Физическая сущность возникновения колебаний частоты вращения ротора двигателя заключается в увеличении сил трения между деталями.
При работе на установившемся режиме на сервопоршне возникает определенный перепад давления топлива, и для перемещения сервопоршня необходимо изменение этого перепада, т. е. необходимо изменить величину открытия клапана.
Поскольку величина силы трения в узлах зависит от скорости перемещения деталей, в момент страгивания сервопоршня нужен больший перепад, а при движении — меньший. Как только сервопоршень стронулся, силы трения уменьшаются и имеющийся перепад давления на сервопоршне резко переводит поршень на изменение подачи топлива, проскакивая свое промежуточное положение. В результате частота вращения ротора двигателя изменяется на большую величину и для возвращения ее в нужное положение вновь нужно преодолеть силы страгивания, то есть вновь дать повышенный перепад давления на сервопоршень, что опять приводит к резкому движению поршня, при котором он вновь проскакивает необходимое положение. Возникает колебательный процесс в работе двигателя.
При обнаружении колебаний частоты вращения ротора двигателя нужно убедиться в правильности работы тахометра и только после этого устранять неисправность заменой топливного насоса.